суббота, 30 мая 2015 г.

Про меня, шуруповёрт и "женскую логику"

Мы с детьми тут принимали посильное участие в переезде Солнечного Дома , вальдорфского сада, а также школы по совместительству. Паковали посуду и игрушки, носили стульчики в машину и демонтировали занавески. Помимо этой ответственной работы были и другие наряды. Ну, например, нужно было отвинтить шурупы, которые крепили реечками соломенные коврики к стене. И отвинтить их должны были почему-то именно мужчины. Все два мужчины в это время были заняты, и я решила что это хороший повод освоить такой сложный инструмент, как шуруповёрт.
Евгения, главный учитель в школе, посмотрела на это скептически. И повторила, что «нужОн мужчина».

Я думаю - зачем тебе мужчина, сейчас я отвинчу. Взяла шуруповёрт, пошла винтить. Женя смотрит. Я винчу, а они не винтятся. Женя - «нужен Мужчина».
Ну, думаю, может  - правда нужен?
И бросила это дело. Ушла и думаю. А ведь я перфоратором дырки долбила, это ж  легче, наверное. И  инструмент призван облегчать жизнь человека, шуруповёртом легче, чем отвёрткой...
Думала-думала и тут поняла, что шуруповёрт — он не только вывинчивает болты! он ещё их завинчивает )))
И если в одну сторону не крутится, то есть смысл попробовать в другую.
Дождалась когда все уехали (стыдно было такие догадки при всех проверять), и попробовала ещё раз. Нашла кнопочку переключения и всё быстренько отвинтила.

История совершенно идиотская. И напоминает сотни анекдотов о блондинках и женской логике. Можете пофантазировать, если хотите. Я не мастак анекдоты рассказывать. И, может быть, не стоит про себя такое писать. И, наверное,  нормальные люди и не пишут. Но вот меня эта история наводит на важные рассуждения.

Если даже ты никогда шуруповёртом не работал, мысль о том, что он в две стороны вертится, должна лежать на поверхности. И совсем этого не понимать может наверное ребёнок или умственно отсталый человек. И мне тут тоже всё понятно. И над историей такой я бы смеялась наверное. 

Так почему же мне так много времени потребовалось, чтобы это понять? Может, дело не в моих мыслительных способностях и даже не в неопытности? Может, это настойчивое повторение, что «мужчина нужен» и «не женское это дело — шурупы винтить» сыграло какую-то роль? То есть, если мне всё время повторяют, что какое-то дело не для меня, что у меня ничего не получится — что будет, если при этом я действительно столкнусь с неудачей? Какова вероятность того, что первая мысль моя будет о том, что наверное это и вправду не для меня? Даже пытаться не стоит.

Не эта ли мысль загородила меня от всех других? От попыток разобраться, от попыток найти в чём я ошибаюсь, что я делаю не так или что не так с инструментом.

Этот феномен хорошо описан в книге Эрхардт Уте «Хорошие девочки попадают в рай а плохие куда захотят».

Называется он «Концепция сбывающихся предсказаний» или SFP-концепция.
Вот что о ней мы можем прочитать:

"Эта концепция гласит, что некое событие происходит потому, что существовало соответствующее ожидание. Боле точное определение SFP (self-fulfil ing prophecy) звучит так: “Если у меня есть определенные ожидания предполагаемых событий, я готовлю себя именно к ним, и, следовательно, увеличивается вероятность того,что события будут развиваться так, как я ожидаю”. 

.......

Женщина, верящая в свою техническую бездар­ность, скорее всего, еще в детстве усвоила подобное представление о себе. Она заранее говорит себе, например, что никогда не сможет заменить све­чи зажигания в своем автомобиле. Однако в случае необходимости она, скрепя сердце, предпринимает попытку это сделать. Она берет не тот инст­румент и как следует не выясняет последовательность действий. Дальше она прищемляет палец одним из неприступных винтов, теряется, какой ка­бель куда присоединять, что-то отламывает — и немедленно подтверждает свое ожидание! Она обобщает эту неудачу и еще сильнее сомневается в своих способностях когда-нибудь научиться справляться с техникой. Те­перь ей окончательно становится ясно, что она нуждается в помощи. Таким образом тема исчерпана, и ею же самой придуманная и выработанная не­способность победила. "

Вот так вот.
Как много мы всё таки не делаем просто потому, что нам кажется, что мы не можем?

Сколько всего даже не пытаемся делать?


2 комментария:

  1. Света, какая смешная, поучительная история! Похоже, тебе понадобилось храбрость, чтобы ее поделиться?
    И я тебе за это благодарна. 1. Ты очень хорошо, жизненно и талантливо пишешь. 2. Умеешь делать выводы, и они очень логичные и полезные.
    3. Показываешь, как важно набираться храбрости и рассказывать историю.
    На мой взгляд в истории нет ничего постыдного и смешного. напротив, интересно и поучительно узнать про то, как человек не сдался, попытался снова, добился успеха (не с первого раза), что ты обнаружила программу самореализующегося пророчества, и так уместно процитировала У. Эрхардт.
    Класс!

    ОтветитьУдалить
  2. Увидела, что вроде как противоречие, что сперва пишу, что история смешная, а потом пишу, что ничего смешного.
    Имеется в виду, что ты в ней не выглядишь смешно!

    ОтветитьУдалить