четверг, 19 мая 2016 г.

#нетолькомама



О материнстве в современном мире.

О материнстве в наши дни принято говорить как о покойнике: либо хорошее, либо ничего. Эта тема обвешана кружевами и умилительными фотографиями. Труд матери часто обожествляют, но редко ценят. Мать всё время что-то кому-то должна, при этом должна она это что-то, с улыбкой на губах и искоркой в глазах. Тем не менее, тема эта сложная и разносторонняя.  Давайте попробуем разобраться вместе, как обстоят дела в наши дни.

Первое, с чего хочется начать - это уязвимость матери. Потому что именно материнство делало женщину уязвимой во все времена.
Уязвимой физически: она не может быстро бежать или сражаться с ребёнком на руках.  Уязвимой экономически: поглощённая заботой о ребёнке, она не может в той же мере заниматься зарабатыванием денег и построением своей карьеры, как раньше, до его рождения. Часто это ноша остаётся исключительно на её плечах до тех пор, пока ребёнок не повзрослеет и не отправится во взрослую жизнь.
И, наконец, уязвимой психологически: забота о ребёнке, ответственность за его успехи, характер и так называемые психологические травмы почти полностью возложена на неё. Это огромная нагрузка, которая делает её зависимой от мужа и создаёт почву для домашнего насилия. Женщина несёт экономические потери, теряет возможность карьерного роста, снижается вероятность её самореализации.
В современном индустриальном обществе, с нуклеарной семьёй мама порой почти единственный человек, с которым маленькому ребёнку приходиться взаимодействовать, а это значит, что ей одной необходимо выполнять роли, которые раньше были распределены между целым сообществом.
И это сильно выматывает молодую женщину, создавая предпосылки для эмоционального выгорания. Она чувствует себя оторванной от своего привычного круга общения, от социальной и культурной жизни к которой она привыкла.





Дети и ДДУ



Когда мы стремимся уровнять женщин с мужчинами в этом вопросе, мы часто забываем – не дети угнетают, дискриминируют и эксплуатируют женщин. Не от них женщин надо спасать. Мир свободный от детей и забот о них патриархален по своей сути.
Не участвовать в воспитании будущего поколения, возможность не выполнять другой репродуктивный труд – это одиозная привилегия мужчин. И, стремясь улучшить положение женщин, отстоять их интересы, мы часто отодвигаем интересы детей, ещё более незащищённого слоя населения, вместо того, чтобы лишать привилегий тех, кто ими обладает.

Современное общество предлагает женщине выход – отдать малыша в рабочее время профессионалам, которые смогут о нём позаботиться.
И это очень важный этап в освобождении женщин. Это шаг в сторону женщины.
Но так ли всё прекрасно, как может нам показаться с первого взгляда?

Человеческий детёныш рождается незрелый, он полностью зависим от взрослых, которые его окружают. От того, насколько они будут заботливыми и заинтересованными в нём, в его выживании, взрослении, успехах, зависит, будет ли он жить, расти и развиваться или нет. Поэтому знать, что тебя любят, не оставят и будут заботиться не смотря ни на что – первейшая потребность маленького человека. Потребность витальная, потребность, которая стоит острее для ребёнка, чем в пище и безопасности. Есть у тебя заботливый взрослый – будет тебе и пища, и безопасность, нет – пиши пропало.  И эту потребность в привязанности ребёнок пытается удовлетворить в первую очередь. Любыми средствами добиться отклика, подтверждения.
Пока его мозг занят поиском и сохранением близости, он тратит на это драгоценные силы, которые должны идти на его развитие.



Важность привязанности в жизни ребёнка изучают с 50-ых годов прошлого столетия Гарри Харлоу,  Джон Боулби, Мэри Эйнсворт, Гордон Ньюфелд, Людмила Петрановская.
На сегодняшний день существует довольно большая база исследований, которые говорят нам о том, что основной фактор, который помогает людям реализовать себя в жизни, добиться успехов – это наличие хотя бы одной надёжной эмоциональной связи со взрослым в детстве человека.
Наличие в его жизни человека, а лучше даже нескольких, которые смогут быть для него надёжной базой.
Давайте посмотрим, как с этой задачей нам помогают справляться современные детские дошкольные учреждения. Способны ли они заменить ребёнку семью? Достойная ли это альтернатива?

В ходе некоторых исследований удалось выяснить, что у детей в детских садах уровень кортизола, гормона стресса, был выше, чем у их сверстников, находящихся дома. Наиболее влиятельный фактор, который давал наибольшую разницу, было ни качество ухода в ДДУ, ни пол и не темперамент, а возраст ребёнка. Чем младше ребёнок – тем выше стресс. Чем младше ребёнок, тем сложнее ему удерживать связь со своим взрослым в разлуке, тем труднее воспитателю, одному на 10-15 человек быть для каждого надёжной базой, удовлетворяющей потребность в привязанности.
Также есть данные, которые говорят о том, что пребывание детей в младшем возрасте в казённых домах, может сказаться  не лучшим образом на их обучаемости в более позднем возрасте. Конечно, поначалу им легче встроиться в систему, но в дальнейшем результаты могут падать.
Что же такого делают в детских садах с детьми, что страдают они и их развитие? Чаще всего ничего страшного, особенно если сад достаточно дорогой, который, к сожалению, могут себе позволить далеко не все родители. Но факт разделения со «своими» взрослыми для маленького ребёнка может быть травмирующим сам по себе.



При этом нельзя говорить о том, что детские сады не нужны совсем, что они однозначное зло. Нет. Дети разные, семьи разные, ситуации разные. Но всегда надо помнить, что созданы эти учреждения были не для удовлетворения нужд детей, а, скорее, из экономических соображений. А пребывание ребёнка в кругу «своих» взрослых предпочтительнее детского сада. И чем позже ребёнок окажется там, тем лучше для него.

Разделение с  теми, к кому дети привязаны, имеет как долгосрочные, так и краткосрочные последствия. И многие из них также ложатся на плечи их матерей. 

С чем чаще всего приходиться иметь дело в краткосрочной перспективе?

Сепарация с близкими рождает в детях три основные эмоции. Это стремление к контакту близости, тревога и фрустрация. Они могут порождать множество других проблем. Дети всё время требуют внимания, становятся навязчивыми или, наоборот, жестокими и агрессивными. У них могут появляться проблемы с вниманием и обучением, адреналиновая зависимость или гипертрофированная тревожность. Решать эти проблемы приходится маме. Ответственность за их возникновение всегда на ней.
И, самое главное, разделение с близкими очень часто ведёт к тому, что дети теряют способность чувствовать эмоции. Так называемое эмоциональное онемение. Это усугубляется общение в детском коллективе, где у большинства тоже есть проблемы с агрессией и с умением выстраивать отношения. 
Дети – существа ранимые, они не могут сами себя защитить, и в то же время они эгоцентричны.  Они не могут заботиться друг о друге. Они могут ранить подруга подругу. И это многократно усугубляет уже имеющуюся ситуацию.

К долгосрочным проблемам, которые возникают от недостатка надёжной связи с заботящимися взрослыми относятся:

- недостаток эмоциональной зрелости,
- отсутствие своего мнения или, наоборот, нежелание слушать других, 
- отсутствие эмпатии,
- склонность к эмоциональному и физическому насилию или обратный феномен – виктимное, зависимое поведение.
- склонность к суицидам
- все формы зависимостей (алкоголь, наркотики, компьютерные игры и пр.)
- ксенофобия
- деперсонализация в отношениях
и многие другие.

Здесь у читательницы может возникнуть вполне законный вопрос: а какое отношение эти знания могут иметь к феминизму?
На мой взгляд, самое прямое.
Гуманность  общества, его благополучие  напрямую зависит от уровня зрелости каждого его индивида. Желание угнетать, ксенофобия, объективация не возникают на пустом месте. Они напрямую вытекают из проблем незрелости членов общества, онемения чувств, проблем в способности устанавливать здоровые отношения с другими людьми.

Можно сколько угодно работать над формой общественного устройства, но если внутри человека нет эмпатии, умения устанавливать партнёрские отношения, нет своего мнения, то все эти попытки будут тщетны. Мы можем освободить женщин как класс от угнетения, но тогда угнетать будут других. Можем победить гомофобию, но объектом ненависти станет кто-то другой. К этому ли мы стремимся? 



Выбор.

То есть, мы видим ситуацию, когда женщина стоит перед выбором. Чьи интересы она предпочтёт? Свои интересы или интересы ребёнка. И этот выбор полностью вверяется ей в ответственность. Многие мучаются чувством вины. Но действительно ли воспитание детей это дело только лишь их матерей?

Были времена, когда ребёнок был достоянием семьи, общины, уже с ранних лет будучи  рабочей единицей и, в некотором роде, частной собственностью своих взрослых. А стремление нарожать и вырастить имело вполне материальную подоплёку. Твои дети - это твоя защита и рабочая сила, богатство и пенсия. Зрелость и жизнестойкость детей в твоих интересах.
А теперь посмотрим на сегодняшнюю ситуацию. Наши дети – они наши? Они только лишь часть нашей семьи, рода? Или они члены общества, граждане своей страны, часть всего человечества?
Получается, плоды воспитания –достояние  общественности, а забота о детях – обязанность их матерей. Насколько это справедливо?


Личные качества



Есть и другой аспект, который можно увидеть, когда мы рассматриваем положение матери в современном мире. Это те личные качества, которые приобретает женщина в процессе воспитания детей. 
Беременность, роды и материнство – это не функция, это отношения. В вынашивании ребёнка участвует не только матка женщины. Она вся вовлечена в этот процесс. И физиологически, и психологически. Современные исследования говорят нам о том, что после родов женщины не глупеют, как предполагали раньше, а, наоборот, умнеют. 
В первые 3–4 месяца после родов увеличивается объем серого вещества в участках префронтальной и теменной коры, гипоталамуса, миндалины и других отделов мозга, которые у женщин возбуждаются в ответ на стимулы, связанные с малышами. Уменьшения объема серого вещества ни в одном из отделов мозга у матерей зарегистрировано не было. Некоторые эксперименты, проведенные на животных, показывают, что структурные изменения, происходящие в мозгу матерей, не только стимулируют материнское поведение, но и повышают общую сообразительность.


Сам факт заботы о детях способен формировать и усиливать в людях такие качества, как эмпатия, терпение, умение слушать и слышать, желание заботиться и брать на себя ответственность за благополучие другого человека.
С этой точки зрения важно, во-первых, чтобы как можно больше матерей имели возможность участвовать в научной и политической жизни, заниматься искусством, бизнесом, строить карьеру. 

А, во-вторых, чтобы как можно больше людей были вовлечены в заботу о детях, помогая и поддерживая матерей. 

Это поможет обществу стать гуманнее, а нам – внимательнее друг к другу, эмпатичнее и терпеливее.  Уйти от иерархии, основанной на силе и подчинении, и увидеть возможность выстраивать социальные отношения горизонтально, основываясь на принципах заботы и ответственности.
Также это поможет как можно большему числу людей увидеть изнутри, с какими трудностями приходится сталкиваться человеку, берущему на себя заботу о ребёнке. Сколько времени это отнимает, насколько не приспособлена для этого городская среда, общественные пространства, что можно изменить и добавить, какие программы могли бы облегчить эту задачу.

То есть, освободить матерей от тотального материнства без ущерба для детей и для всего общества нам поможет не институт детохранилищ,  а вовлеченность в воспитание детей как можно большего числа людей, не обременённых родительством и, конечно же, отцов. Молодых парней и девушек, зрелых мужчин и женщин, пожилых дедушек и бабушек. 

Возможно, сейчас многие идеи, изложенные в статье, кажутся несколько утопичными, потому что для реального изменения положения дел нужна полная реформация всей экономической и социальной структуры, которая существует сейчас.  Но, хочется верить, что в скором будущем материнство перестанет быть для женщин тяжким бременем и долгом перед обществом, а, напротив, общество обернётся, наконец, к женщинам и сможет оказывать всем, кто заботится о детях, максимум поддержки и помощи. И всё больше людей будут вовлечены в этот процесс, и больше детей смогут взрослеть в кругу близких, любящих их людей.

В статья была написана для второго выпуска фемзина "Юдоль" с использованием материалов   курса "Понимать детей" канадского института Г.Ньюфелда. 

Большое спасибо всем, кто помогал мне в написании статьи, советами, рассуждениями и коррекцией и особая благодарность Карине Антоновой за то, что выгуливала моих детей, пока я писала статью. Это было большой помощью для меня. А так же хорошей иллюстрацией к статье )



Комментариев нет:

Отправить комментарий